Субъективные клинические симптомы у вакцинированных

Как видно, наиболее значимыми в этом отношении являлись сорбированные на гидроокиси алюминия препараты. Так, на долю тетраанатоксина приходилось 64,6 %, брюшнотифозной химической сорбированной — 69,4 % и холерной вакцины — 54,1 % всех случаев реакций от общей реактогенности вакцинных комплексов. Вклад живых вакцин был значительно меньшим: оспенная вакцина вызывала развитие поствакцинальных реакций у 28,6 %, чумная — у 33,2 % и вакцина желтой лихорадки — у 16,6 % обследованных. Удельный вес убитых несорбированных вакцин был крайне низок. В частности, вакцина клещевого энцефалита вызывала 18,1 %, а сыпнотифозная химическая — всего 6,9 % реакции.

Ассоциированное применение вакцин, входящих в разрабатываемые вакцинные комплексы, обусловливало более высокие показатели общей реактогенности, чем использование их в виде монопрепаратов. Однако не во всех случаях реактогенность вакцинных комплексов или ассоциаций вакцин, входящих в них, определялась свойствами наиболее реактогенного монопрепарата. Это свидетельствует о том, что реактогенность комплексных и ассоциированных прививок представляет собой не сумму общих поствакцинальных реакций, а является сложной ответной реакцией организма, иммунные механизмы которой нуждаются в специфическом изучении.

Углубленное медицинское наблюдение показало, что в поствакцинальном периоде через 6—8 часов после иммунизации изучаемыми вакцинными комплексами у ряда привитых развивались поствакцинальные реакции, которые наряду с повышением температуры тела сопровождались субъективными клиническими симптомами. Видно, что чаще всего вакцинированные жаловались на общее недомогание, слабость (37,1 %), головную боль (37,7 %), головокружение (16,3 %), боли в мышцах и суставах (11,9 %), диспепсические расстройства (3,0 %) и другие жалобы (8,9 %).

Обратите внимание

Консультация у врача — залог вашего здоровья. Не пренебрегайте личной безопасностью и всегда обращайтесь к доктору вовремя.