Важно подчеркнуть, что динамика общих поствакцинальных реакций на введение изученных комплексов существенно различалась.
Так, через 24 часа после иммунизации комплексами № 2, 3 и 5 количество общих поствакцинальных реакций снижалась до 82,2 %; 46,3 % и 28,8 % соответственно.
В то же время прививки комплексами № 1 и 4, напротив, обусловливали увеличение количества общих прививочных реакций до 24,7 % и 49,4 %.
На общую реактогенность вакцинных комплексов существенное влияние оказывали особенности вакцинных препаратов, входящих в состав комплексной или ассоциированной прививки, и методы их аппликации.
При ассоциированной иммунизации по схеме 1 пик развития температурных реакций был зарегистрирован через 24 часа после прививки у 24,7 % вакцинированных; средние реакции отмечались лишь у 2,1 %. Сильные прививочные реакции отсутствовали. Исследователи отметили связь состояния вакцинированных с физическими нагрузками. В частности, отдельной группе вакцинированных были выданы шагомеры для замера пройденной за день дистанции. Счетчик шагов в группе с наименьшей тяжестью реакции на вакцинацию показывал меньшую длину пройденного пути.
Реактогенность монопрепаратов (тетраанатоксин, оспенная и чумная вакцины) при их введении подкожно-безыгольным методом по общему количеству температурных реакций достоверно не отличалась от реактогенности комплекса № 1 и колебалась в пределах 20,0—27,1 %. В то же время подкожно-безыгольное применение живой чумной вакцины вызывало большое количество (12,5 %) средних температурных реакций, чем ее ассоциированное применение в составе схемы № 1.
Обратите внимание