Длительность иммунитета

Несколькими проспективными исследованиями было установлено, что после вакцинации против кори антитела выявляются у 85% привитых через 8—16 лет после прививки. Большинство этих исследований проводили в открытых популяциях, где были возможны повторные заражения диким вирусом кори. У привитых в Китае, округ Чжуй, где отсутствовала циркуляция дикого вируса, уровень гемагглютинирующих антител снизился в течение первых 4 лет после иммунизации вакциной Шанхай-191 и затем оставался на одном уровне. Через 8 лет после вакцинации у 12,9% привитых гемагглютинирующие антитела не выявлялись. Подобные результаты можно было наблюдать и после прививки вакциной Шварца: в другом исследовании в той же стране утрата гемагглютинирующих антител происходила с одинаковой частотой у привитых вакцинами Шанхай-191 и Шварца китайского производства. По мере улучшения контроля коревой инфекции и уменьшения интенсивности циркуляции дикого вируса, продолжительность персистенции поствакцинальных противокоревых антител становится короче, хотя клиническое значение этого явления еще до конца не установлено.

У большинства лиц, успешно ответивших сероконверсией на первичную иммунизацию, антитела будут сохраняться на защитном уровне. В то же время у привитых, чей уровень антител упал до низкого или неопределяемого значения, после контакта с диким или вакцинным вирусом возможна реинфекция и размножение вируса в организме. Хотя в большинстве случаев реинфекция диким вирусом вызывает только субклинический бустер-эффект, как показано в таблице 4, у части привитых, первоначально ответивших сероконверсией на прививку, наблюдали клинические проявления кори — т.н. «вторичные вакцинальные неудачи». Об исходных постпрививочных уровнях антител в этих исследованиях не сообщалось.

Доля вторичных вакцинальных неудач оказывается невысокой: 2% в исследовании, проведенном в Китае, и 5% — в Канаде. В Китае 172 ребенка, успешно привитых в возрасте около 1 года, сказались в тесном контакте с заболевшими корью в период эпидемии через 12 лет после вакцинации. У двадцати шести из них антитела не определялись до заражения, и только у четверых развилась легкая форма заболевания. У остальных наблюдали иммунологический бустер-эффект без клинических проявлений кори.

Подтвержденные вторичные вакцинальные неудачи после иммунизации против кори

Подтвержденные вторичные вакцинальные неудачи после иммунизации против кори

Эпидемиологические данные и результаты расследования вспышек дают основание предположить, что снижение напряженности иммунитета происходит не всегда. Если напряженность иммунитета падает у значительной части привитых, то можно ожидать рост заболеваемости неудачно привитых по мере увеличения срока после вакцинации. В одном из больших исследований, проведенном в Великобритании, не наблюдали такого роста заболеваемости привитых, в то время как заболеваемость корью увеличивалась среди непривитых лиц. В ФРГ не было отмечено увеличение числа неудачно привитых в зависимости от срока, прошедшего после иммунизации. Однако во время расследования нескольких вспышек в США была отмечена тенденция (хотя и незначительная) в сторону роста заболеваемости по мере увеличения времени после прививки. Интерпретация результатов расследования этих вспышек затруднена, поскольку в оцениваемые годы менялись вакцины и практика их применения.

Вторичные вакцинальные неудачи, по всей видимости, встречаются чаще у привитых с низким уровнем антител после первичной иммунизации. В Китае и Канаде у тех, кто заболел корью, поствакцинальные уровни антител были ниже, чем у людей, оставшихся здоровыми. В ходе большого исследования, проведенного в Венгрии, и двух других, менее крупных, в США было установлено, что вторичные вакцинальные неудачи чаще встречаются у детей, иммунизированных в возрасте до 12 месяцев, чем у привитых в более старшем возрасте.
Поскольку вторичные вакцинальные неудачи более вероятны в случаях с низким уровнем поствакцинальных антител, ряд исследователей обеспокоены проблемой длительности иммунитета после иммунизации вакциной ЭЗ в возрасте 6 месяцев. По результатам наблюдений разных авторов, после ранней иммунизации вакциной ЭЗ возможна как слабая персистенция антител, так и достаточно хорошая. В

Гамбии 88% детей, привитых в возрасте 4 месяца, и 95% детей, привитых вакциной Шварца в 9-месячном возрасте имели в возрасте 3 года, по данным РНБ, уровень антител по крайней мере 200 мМЕ. Увеличение титров антител через 5—18 месяцев после иммунизации было обусловлено, по всей видимости, бустер-эффектом после контакта с диким вирусом (рис. 9).

Хотя первичный серологический ответ имел обратную зависимость от уровня материнских антител, к 36-месячному возрасту напряженность иммунитета у детей, привитых как вакциной ЭЗ в возрасте 4 месяцев, так и вакциной Шварца в 9-месячном возрасте, не зависела от доприви-Рис. 9. Персистенция антител после вакцинации вакцинами ЭЗ или Шварца, Гамбия вочного уровня материнских антител. В Мексике, где наблюдали детей в течение 20 месяцев после иммунизации, антитела сохранялись на достаточном уровне.

В заключение можно отметить, что напряженность иммунитета после иммунизации против кори, по всей видимости, может варьировать от полной, продолжительной защиты, а также частичной или временной защиты до минимальной или ее отсутствия. Некоторые лица, у кого после вакцинации были низкие титры антител, могут оказаться незащищенными от кори. Тем не менее в случае возникновения кори у привитых, она протекает, по многочисленным данным, легче, чем у непривитых. Значимость более низкого уровня иммунитета у привитых в 4-месячном возрасте вакциной ЭЗ, по сравнению с привитыми в возрасте 9 месяцев вакциной Шварца, еще не установлена, но в странах, где происходят повторные заражения диким вирусом, иммунитет, по видимому, сохраняется — по крайней мере в том возрасте, когда риск смертельного исхода при заболевании корью наиболее высокий. Необходимо получить дополнительную информацию о персистенции антител в популяциях, где отсутствует циркуляция дикого вируса кори, особенно в развивающихся странах.

Обратите внимание

Консультация у врача — залог вашего здоровья. Не пренебрегайте личной безопасностью и всегда обращайтесь к доктору вовремя.