Длительность иммунитета при разных схемах вакцинации

Многочисленными исследованиями установлено, что современная клеточная коклюшная вакцина создает надежную индивидуальную защиту против типичной коклюшной инфекции либо предотвращая развитие заболевания совсем, либо уменьшая тяжесть его течения. Однако вопрос о длительности иммунитета после вакцинации до сих пор остается открытым. Это отражается в использовании различных схем иммунизации. Обычно первичная серия прививок состоит из трех доз КДС-вакцины, которые вводят на первом году жизни. В Африке и Юго-Восточной Азии в большинстве стран используют схему, рекомендованную РПИ, которая предусматривает введение трех доз в возрасте 6, 10 и 14 недель. В некоторых странах вакцинацию проводят в 3, 4 и 5 месяцев (таблица). В Американском регионе наиболее часто используют схему, применяемую в США — с двухмесячными интервалами.

Таблица: Схемы иммунизации КДС-вакциной, применяемые в шести регионах ВОЗ

Следует упомянуть, что в 14—18% стран Американского, Восточно-Средиземноморского, Европейского и Западно-Тихоокеанского регионов третью дозу вакцины рекомендуют вводить в позднем возрасте, т.е. спустя какое-то время после того, как ребенку исполнится 6 месяцев. На рисунке представлены различные схемы иммунизации, применяемые в Европе

Схемы иммунизации против дифтерии, коклюша и столбняка в разных странах Европейского региона ВОЗ

Эпидемиологические наблюдения дают основания предположить, что эффективность коклюшной вакцины остается высокой только в течение ограниченного периода времени и снижается постепенно со сроком, прошедшим после иммунизации. В Великобритании эффективность КДС-вакцины упала со 100% после 3 доз до 46% на седьмом году после иммунизации. В Швеции эффективность трех доз неадсорбированной клеточной коклюшной вакцины снизилась с 89% у детей Б возрасте 6—11 месяцев до 76% в конце второго года жизни. В других когортных и индивидуальных исследованиях также было выявлено незначительное, но постоянное уменьшение эффективности вакцинации со временем.

Серологические наблюдения показывают гораздо более интенсивное снижение уровня поствакцинальных антител против различных антигенов B.pertussis. Титры агглютининов достигали низкого уровня через 12 месяцев после последней дозы КДС-вакцины (см. рисунок ниже). Уровни антител против КТ, ГА и других поверхностных белков, также как агглютининов и нейтрализующих антител, заметно снижались в течение первого года после завершения первичной иммунизации.

Динамика титров агглютининов после введения одной, двух и трех доз клеточной КДС-вакцины

Тактика применения ревакцинирующих прививок КДС-вакцины в разных странах существенно различается. В Великобритании применяют только первичную серию из 3 доз КДС-вакцины и не проводят ревакцинацию, в то время как в США две дополнительные бустерные дозы вводят в 15 месяцев и 4—6 лет. Четвертую дозу КДС-вакцины в возрасте от 12 до 24 месяцев применяют в 9—63% стран разных регионов мира (см. таблицу выше). Ситуация в Европе представлена на рис. 7. Важное значение бустерной дозы КДС-вакцины было показано в Финляндии. Несмотря на высокий уровень охвата первичной серией (более 90%) в 1976—1977 гг. в Финляндии произошла вспышка коклюша. По данным анализа, предпринятого в 1982 г., наиболее вероятной причиной этой вспышки явился очень низкий охват вакцинацией бустерной дозой КДС-вакцины — только 25% детей получили четвертую дозу в возрасте до 4 лет. В результате было высказано предположение, что первичная иммунизация детей младшего возраста защищает от коклюша на срок около года, а бустерная вакцинация создает дополнительную защиту еще на 2—3 года.

Серологические исследования подтверждают выраженный бустер-эффект на четвертую дозу КДС-вакцины, вводимую в конце второго года жизни. После ревакцинации существенно возрастают титры антител против КТ, ГА и агглютининов. Пример иммунного ответа на четыре различных антигена после бустерной вакцинации показан на рисунке ниже. Прирост титров антител существенно различался; например, титры агглютининов возросли с 1:100 до 1:7000 в одном исследовании и с 1:18 до 1:213 в другом. Эти различия могли быть связаны с неодинаковой активностью использованных вакцин, разными схемами иммунизации и методами определения уровня антител.

Иммунный ответ (средние геометрические титров антител) на бесклеточный и клеточный коклюшный компонент КДС-вакцины после первичной вакцинации детей и ревакцинации в возрасте 18—24 месяца и 4—6 лет

В некоторых странах вводят пятую дозу КДС-вакцины (“вторая ревакцинация”). Такую тактику применяют около одной трети стран в Американском и Западно-Тихоокеанском регионах (см. таблицу). Необходимость и значение пятой дозы КДС-вакцины для борьбы с коклюшем в других регионах еще не доказаны. По данным серологических исследований, дополнительная доза вакцины, по всей видимости, вызывает выраженный бустер-эффект.

В последнее время появились несколько сообщений о случаях коклюша среди взрослых. Это может быть отражением сдвига в возрастном распределении — увеличении доли заболевших взрослых на фоне хорошо контролируемой инфекции среди детей. С другой стороны,некоторые авторы высказывают беспокойство по поводу того, что иммунитет у взрослых может быть совершенно недостаточным. Снижение защищенности взрослых может быть связано с сокращением циркуляции возбудителя коклюша в хорошо вакцинированной популяции, с постепенным уменьшением частоты заражений и естественного бустер-эффекта. Важность поздней ревакцинации коклюшной вакциной может заключаться в поддержании иммунитета против коклюша у старших детей и подростков.

Обратите внимание

Консультация у врача — залог вашего здоровья. Не пренебрегайте личной безопасностью и всегда обращайтесь к доктору вовремя.