Перенос антител через плаценту

Новорожденные получают антитела пассивно от своих матерей. В сыворотке пуповинной крови и у здоровых детей до вакцинации КДС-вакциной обнаруживали IgG-антитела против ГА, КТ, АГГ2 и АГГ3. В связи с этим полагают, что существует трансплацентарная передача материнских IgG. Уровень выявленных у детей противококлюшных IgG-антител против КТ и ГА был сопоставим с соответствующим уровнем антител у их матерей. Еще раньше была предпринята попытка защитить новорожденных детей от коклюша путем иммунизации матерей. Матери были привиты шестикратно неадсорбированной коклюшной вакциной (общая доза — 150 млн. коклюшных бактерий). У большинства новорожденных были обнаружены агглютинины, а уровень антител (в тесте на мышах) был равен или выше, чем у их матерей. Во всех ранних исследованиях с применением неадсорбированной вакцины общие дозировки препарата (объем или количество бактерий) были выше по сравнению с современными стандартами.

Только 5% новорожденных детей имеют в крови коклюшные IgA-антитела; ни у одного из них в пуповинной крови не были обнаружены антитела класса IgM. Противококлюшные агглютинины находят в сыворотке пуповинной крови в различной концентрации. Так, в Лос-Анджелесе (США) титры агглютининов в пуповиннной крови колебались от 1:30 до 1:50. В Польше агглютинины были найдены у 33% новорожденных, а титры были ниже — в среднем около 1:4.

Несмотря на наличие трансплацентарной передачи некоторых противококлюшных антител, новорожденные дети, по всей видимости, не защищены от болезни в первые месяцы жизни. Восприимчивость младенцев к опасному для их жизни заболеванию была документально подтверждена. Показатели заболеваемости коклюшем детей первых шести месяцев жизни высокие (см. рисунок), тогда как заболеваемость корью находится на более низком уровне из-за пассивно полученных противокоревых антител.

Заболеваемость корью и коклюшем детей в возрасте до 6 месяцев

Противококлюшные антитела были обнаружены в материнском молоке в Нигерии и США. Уровень IgG-антител в сыворотке крови у матерей был выше, чем в грудном молоке. С другой стороны средние уровни антител класса IgA против коклюша (также как и против Hemophilus influenzae типа b, Streptococcus pneumoniae и Neisseria meningitidis) в грудном молоке были выше, чем в сыворотке крови как матерей, так и детей. У индонезийских женщин в 87% образцов молозива были найдены коклюшные антитела по крайней мере одного вида — агглютинины, анти-КТ или анти-ГА. Молозиво, содержащее анти-КТ или агглютинины, было способно защищать мышей-сосунков от аэрозольного заражения B.pertussis, в то время, как молозиво без этих антител, но содержащее анти-ГА, обладало слабой протективной способностью. Значение противококлюшных антител, содержащихся в молоке, в усилении иммунитета у маленьких детей к коклюшу еще не определено.

Обратите внимание

Консультация у врача — залог вашего здоровья. Не пренебрегайте личной безопасностью и всегда обращайтесь к доктору вовремя.