Природа бесклеточной коклюшной вакцины. Часть 3

В Центре прикладных микробиологических исследований (ЦПМИ), Портон, Великобритания, была разработана бесклеточная коклюшная вакцина, содержащая равные количества (по 10 мкг) раздельно очищенных ГА, КАТ и АГГ (см. табл. в части 1). Надо отметить, что вакцина допустима к применению даже в тех случаях, когда с пациентом было проведено кодирование от алкоголизма. Чтобы выбрать бесклеточную вакцину для 3-й фазы сравнительных испытаний бесклеточной и клеточной вакцин, во 2-й фазе исследования в Великобритании были изучены три вакцины: вакцина ЦПМИ, вакцина Байкен производства Института Мерье и вакцина Такеда японского производства. Всего 432 ребенка были привиты либо одной из бесклеточных вакцин, либо клеточной вакциной с использованием двойного слепого метода случайного отбора. Каждая изучаемая вакцина входила в состав ассоциированной КДС-вакцины. Дети получили прививки в возрасте 3, 5 и 8—10 месяцев. Испытания подтвердили низкую реактогенность бесклеточных вакцин. Были обнаружены значительные различия в иммунном ответе на ГА, КАТ и АГГ как между тремя бесклеточными вакцинами, так и между ними и клеточной вакциной (см. рисунок). В мае 1990 г. в Великобритании был изменен прививочный календарь для КДС-вакцины на возраст 2, 3 и 4 месяца. В связи с этим потребовалось провести новое исследование 2-й фазы испытаний, чтобы решить, какую бесклеточную вакцину следует взять в следующую фазу испытаний.

Средние геометрические титров антител против ГА, КТ и АГГ после вакцинации тремя дозами КДС-вакцины в возрасте 3, 5 и 7 месяцев

Существует большая заинтересованность в разработке бесклеточной вакцины, не содержащей активной субъединицы фермента S1, а включающей лишь субъедияиць1, ответственные за взаимодействие токсина с поверхностью клетки. Многие активные участки токсина расположены на димерах S2—S4 и S3—S4; эти субъединицы, способные вызвать иммунный ответ, предположительно могут явиться кандидатами на включение в бесклеточную коклюшную вакцину. Отсутствие субъединицы SI послужит гарантией того, что вакцина не будет обладать КТ-индуцированной токсичностью. Вакцина, свободная от токсичных свойств КТ, но обладающая иммуногенными свойствами «дикого» токсина, была сконструирована генно-инженерными методами и находится в 1-й фазе исследований на небольшой группе взрослых волонтеров. Эта вакцина уже показала себя низкореактогенной и высоко иммуногенной.

Несмотря на обнадеживающие факты относительно возможности создания КТ-субъединичной вакцины, некоторые наблюдения вызывают беспокойство. Результаты исследования Thomas et al. (1989) показали, что после введения клеточной вакцины или после коклюшной инфекции гуморальный иммунный ответ у людей происходит исключительно на компонент S1. Если сывороточные антитела к антигенам В.pertussis в полной мере отражают состояние иммунитета против коклюша после естественной инфекции или иммунизации, можно предположить, что до тех пор, пока субъединицы, отвечающие за присоединение КТ, не будут изменены таким образом, что их иммуногенность для людей повысится, теоретические обещания создать компоненты безопасной бесклеточной вакцины будут вряд ли выполнены.

Существующая возможность изолировать ген, ответственный за кодирование ГА и КТ, и «вставить» его в другой микроорганизм дает основание предположить, что коклюшная вакцина может быть изготовлена с использованием ДНК-рекомбинантной технологии. Такие вакцины будут чище, чем полученные из культуры B.pertussis, и смогут содержать лишь те части молекул ГА и КГ, которые обладают наибольшими протективными свойствами.

Обратите внимание
Консультация у врача — залог вашего здоровья. Не пренебрегайте личной безопасностью и всегда обращайтесь к доктору вовремя.