Интересные различия в функциональной активности ЕК- и К-клеток обнаружены у обычных карликовых свиней и гнотобиотов. Животные, выращенные в стерильных условиях, не проявили активности ЕК, в то время как активные К-клетки были обнаружены у животных обеих групп. Развитие К-клеток в онтогенезе не зависит от микробной флоры, а ЕК чувствительны к этому фактору воздействия. У обычных свиней ЕК появляются на 3—4-й неделе после рождения, а К-клетки обнаруживаются перед рождением. Естественные антитела (ЕА) необходимы для проявления активности К-клеток, но они не играют важной роли в активности ЕК.
На основании указанных данных был сделан вывод о том, что ЕК и К-клетки являются различными популяциями лимфоцитов, а СКЦ и АЗКЦ, включающие эти эффекторы, осуществляются разными механизмами. Такой вывод подтверждается опытами, проведенными с помощью обычных антител и МКА. Было установлено, что соответствующие разведения анти-ЕК-сыворотки и комплемент ингибируют активность ЕК, но не действуют на К-клетки. Различие функций ЕК и К-клеток подтверждается также и тем, что антитела против F(ab)2-фрагмента человеческого IgG не ингибируют активность ЕК, но значительно ослабляют функцию К-клеток. В опытах с МКА обнаружено, что антитела против антигена КС-1, экспрессированного ЕK, специфически ингибируют активность этих клеток в СКЦ, но не действуют на активность соответствующих эффекторов в ИКЦ и АЗКЦ.
Приведенные данные убедительно свидетельствуют, что СКЦ и АЗКЦ являются независимыми феноменами клеточной цитотоксичности и осуществляются различными механизмами и эффекторами. Это также доказывается и тем фактом, что ряд простых Сахаров ингибирует СКЦ, но не влияет на АЗКЦ.
Обратите внимание