Противоречивые данные о «естественном иммунитете» против столбняка
Было высказано предположение, что «естественный иммунитет» против столбняка может быть индуцирован сублетальной дозой столбнячного токсина или фрагментами этого токсина, высвобождаемыми из столбнячных бактерий в пищеварительном тракте человека после заглатывания спор столбнячной палочки. Некоторые авторы сообщали об обнаружении противостолбнячных антител в сыворотке крови вообще неиммунизированных людей или тех людей, кто не был вакцинирован столбнячным анатоксином.
Возрастным пациентам рекомендована белковая диета с большим количеством пищевых волокон из зелени и овощей. Подходящие рецепты салатов сделают уход за больным приятным занятием. Молодая капуста, брокколи, огурцы, редис — естественные элементы здоровой пищи.
Противостолбнячные антитела были также выявлены в сыворотке крови неиммунизированных животных. Столбнячный токсин может быть адсорбирован из пищеварительного тракта. Скорость адсорбции зависит от концентрации токсина, вида и возраста индивидума, а также от состояния слизистой оболочки. У морских свинок, которым в течение более чем 9 месяцев давали с пищей споры столбнячных палочек или столбнячный токсин, отмечено увеличение титров противостолбнячных антител до 0,1 МЕ/мл.
До сих пор остаются нерешенными многие вопросы, касающиеся проблемы «естественного иммунитета» против столбняка, а многие установленные факты не являются бесспорными. Столбнячные бактерии широко распространены в природе. Защитники гипотезы о естественном противостолбнячном иммунитете полагают, что «естественный иммунитет» к столбняку у жителей развивающихся стран является результатом присутствия столбнячных бактерии в пищеварительном тракте.
Однако ранее проведенные исследования показали, что носителей столбнячных бактерий можно обнаружить в Великобритании или США с такой же вероятностью, как и в Китае. Более того, состояние бактерионосительства (транзиторное или перманентное) не защищает животных от столбнячной инфекции и не приводит к формированию специфических антител в количествах, которые могут быть определены с помощью серологических реакций.
Колонизация пищеварительного тракта спорами столбнячных палочек является основой для существования теории о “естественном иммунитете”. Результаты исследований на мышах позволяют предположить, что Cl. tetani слабо колонизируют кишечник. Бактерионосительство столбнячных бактерий в кишечнике очень часто имеет место у лошадей, однако эти животные чрезвычайно чувствительны к столбнячному токсину, образующемуся в местах травмы. Имеется очень мало данных о факторах, влияющих на интенсивность образования столбнячного токсина в кишечнике, о природе антигена (цельная молекула токсина, инактивированный в желудке токсин или фрагменты токсина), функциональном состоянии кишечного барьера для столбнячного токсина или его абсорбции из кишечника.
Отсутствие данных об искусственной иммунизации не является доказательством того, что она действительно не проводилась. Например, в Новой Гвинее в 1962—1964 гг. проводили опрос женщин о предшествовавшей вакцинации до того, как включить этих женщин в программу изучения эффективности столбнячного анатоксина; в исследование были включены только те респонденты, кто отрицал предшествующую иммунизацию. Антитела до введения анатоксина были обнаружены у небольшого числа участников исследования, однако анализ историй болезней в дородовом отделении показал, что практически все женщины были иммунизированы столбнячным анатоксином в течение предшествовавших 2—3 лет. У этих женщин, живущих в условиях интенсивной контаминации окружающей среды спорами столбнячных палочек и высокой заболеваемости столбняком новорожденных, иммунитет был связан, по крайней мере в данном исследовании, с иммунизацией.
Некоторые исследователи, защищающие теорию о существовании «естественного» противостолбнячного иммунитета, для определения специфических антител использовали различные методы in vitro — в частности, реакцию непрямой гемагглютинации или иммуноферментный анализ. Титры антител, определяемые с помощью этих методов, были очень низкими — в пределах от 0,001 до 0,01 МЕ/мл; при этом следует иметь в виду, что эти показатели просто характеризуют количество антител, а не их антитоксическую активность. Такие очень низкие титры вовсе не доказывают наличие невосприимчивости к столбняку. Результаты исследований у африканских школьников , новобранцев в Индии, людей, ухаживающих за лошадьми, беременных женщин в Новой Гвинее, а также у здоровых людей в Буркина Фасо показали, что у жителей развивающихся стран, имеющих очень частые контакты с возбудителями столбняка, нейтрализующие противостолбнячные антитела обычно отсутствуют.
Если бы естественный иммунитет имел определенное эпидемиологическое значение в развивающихся странах, то по мере увеличения возраста людей процент невосприимчивых к столбнячной палочке лиц должен был бы также возрастать. Однако в действительности такая закономерность не отмечается. Результаты обследования здоровых неиммунизированных люден не показывают четкой корреляции между их возрастом и наличием у них противостолбнячных антител.
Роль «естественного иммунитета» в защите населения от столбняка понимается разными группами ученых совершенно по-разному. Представители одной группы полагают, что люди, иммунизированные естественным способом, уже сенсибилизированы в результате контактов со столбнячным токсином и при парентеральном введении столбнячного анатоксина будут реагировать как первично «примированные» индивидумы. Другая группа дискутирует проблему толерантности к столбнячному анатоксину в результате хронической контаминации тонкого кишечника клостридиями. Ни одна из этих теорий не подтверждается экспериментальными данными. В большинстве Исследований, проведенных в развивающихся странах, иммунный ответ на первичную вакцинацию мало отличался от реакций иммунитета у жителей промышленно развитых стран.
Даже если бессимптомное инфицирование и колонизация кишечника столбнячными бактериями имеют место в некоторых развивающихся странах, маловероятно, что естественный иммунитет имеет какое-либо практическое значение и борьбе со столбняком.
Обратите внимание